Новости ИЭУ КемГУ 2023

Из истории российского предпринимательства: продолжение о купцах Морозовых

#kemsu_предпринимательство

Продолжаем раскрывать секреты успешного бизнеса купцов Морозовых, которые являлись крупными промышленниками, меценатами и благотворителями Москвы.

MBA позапрошлого века

Основатель династии Морозовых не умел ни читать, ни писать. Зато его внук Савва Тимофеевич сначала окончил физико-математический факультет Московского университета, а после отправился доучиваться в Англию. Там он штудировал химию в Кембридже и практиковался в Манчестере (именно этот город славился своими текстильными заводами). Вернувшись в Россию, Савва Тимофеевич прослушал курс лекций Менделеева

Всё это позволило ему впоследствии настолько эффективно управлять семейным делом — Никольской мануфактурой, что в прессе за смелость решений его прозвали «купеческим воеводой». Прежде всего новый хозяин вложился в исследования. Раньше на мануфактуре не собирали никаких данных о доле производственного брака и о том, почему это брак появился, почти не изучали мировой рынок.

Савва Тимофеевич хорошо знал, как организовано текстильное производство в Манчестере, и перенёс этот опыт на русскую почву. При нём на фабрике появилось подразделение, которое проверяло качество собственной продукции и изучало товары конкурентов. Морозов постоянно отслеживал динамику на рынке хлопка, получая данные из биржевых сводок. Благодаря этому он мог предсказать, когда цены на сырьё упадут, и сэкономить на закупках.

Но одного образованного руководителя для успеха бизнеса недостаточно. Поимённый список управленцев Никольской мануфактуры говорит об их высоком профессиональном уровне. Большинство управленцев — инженеры, причём у многих были учёные степени. Рост бизнеса, усложнение его структуры, расширение масштабов требовали квалифицированных кадров.



По материалам SkillBox Media