Новости ИЭУ КемГУ 2023

Из истории российского предпринимательства: продолжаем рассказывать о купцах Морозовых

#kemsu_предпринимательство

Продолжаем раскрывать секреты успешного бизнеса купцов Морозовых, которые являлись крупными промышленниками, меценатами и благотворителями Москвы.

Корпоративная культура и HR-бренд

В январе 1885 года Никольская мануфактура Морозовых встала. Из 11 тысяч рабочих 8 тысяч объявили забастовку. Они требовали повысить зарплату и сократить штрафы, которые в последнее время доходили до 50 % жалования. Чтобы восстановить порядок, власти выставили против протестующих три батальона солдат и шесть сотен казаков. Потребовалось личное вмешательство губернатора. Всё это вошло в историю как Морозовская стачка.

После этого Тимофей Саввич заболел и отошёл от дел. Управление перешло к его жене и сыну. Понимая, что стачка нанесла бизнесу репутационный ущерб, Морозовы начали работать над улучшением положения рабочих и имиджа компании. Они сократили штрафы, учредили ежегодные выплаты персоналу, ввели больничные и пожертвовали 110 тысяч рублей в сберегательно-ссудную кассу — собственный банк предприятия со льготными условиями для рабочих. Кроме того, при мануфактуре построили богадельню и открыли продуктовую лавку с низкими ценами.

Морозовы стремились не только обеспечить работников материально, но и дать им образование. Они строили собственные училища и школы (до 1917 года по закону начальное образование не было обязательным). Перед Первой мировой войной Никольская мануфактура даже открыла собственный театр. На его сцене выступали и любители из числа персонала, и известные исполнители. Билеты были дешёвыми, так что прибыли он не приносил, зато рабочие в подмосковном Орехове могли послушать оперные арии в исполнении артистов Большого театра.


По материалам SkillBox Media