Новости ИЭУ КемГУ 2023

Из истории российского предпринимательства: предновогодняя торговля

#kemsu_предпринимательство

В продолжение разговора о предновогодней торговле в Российской империи хочется остановиться на рождественских открытках.

Поначалу открытки тоже были импортными: купцы привозили иностранные образцы без текста, писали по-русски «С Рождеством!» и продавали такой хендмейд примерно по рублю. Но уже на рубеже веков рынок открыток, их разнообразие и красота действительно поражали. Вероятно, такая популярность связана с традицией наносить в рождественские праздники массу визитов: родственникам, соседям, начальству. Дело было хлопотное, и порой было проще заменить часть визитов отправкой красивой открытки.

Если вам довелось рассматривать дореволюционные рождественские открытки, то вы наверняка замечали на них мальчика в голубом костюмчике. Он был там неспроста — олицетворял новый год, который приходит на смену старому. Потом среди новогодних персонажей появился Морозко, или Дед Мороз, а вслед за ним и Снегурочка, которая стала знаменита в 1882 году после премьеры одноименной популярной оперы Николая Римского-Корсакова по пьесе Александра Островского.

Настоящую революцию в развитии этого жанра произвело издательство Общины св. Евгении. Деньги от продаж шли на поддержку сестер милосердия, больниц и медицинских курсов. Деятельность издательства была очень хорошо продумана. Создавали открытки лучшие художники. Общество открыло свои киоски на железнодорожных станциях, воспользовавшись разрешением с 1894 года отправлять по почте открытки частных издательств.